Спорт. Диеты. Похудение. Упражнения. Продукты

Конспект урока по русскому языку на тему " Подготовка к сочинению по картине К.Н.Успенской-Кологривовой " Не взяли на рыбалку" ". Сочинение по картине Поповича «Не взяли на рыбалку Репродукция картины не взяли на рыбалку

Художник иллюстратор О. Попович создавал забавные рисунки. Их можно было часто встретить на страничках детских журналов или книжек. Одной из популярных его иллюстраций является рисунок Не взяли на рыбалку. Эта работа по названию совпадает со знаменитой картиной Успенской-Кологривовой, что находится в Третьяковской галерее, да и не только название общее, но и много похожих деталей, в том числе и герои картины.

Не взяли на рыбалку сочинение

В отличие от картины Не взяли на рыбалку, которую художница Успенская написала в 1955 году, одноименный рисунок Поповича был написан на несколько десятилетий позже. Об этом свидетельствуют и герои работы художника-иллюстратора, чья одежда более современная. Однако, хоть у картины и иллюстрации разный временной промежуток создания, сюжет у них очень похож. Что же мы видим на рисунке Поповича? Об этом мы и напишем в по рисунку Не взяли на рыбалку, из которого может получится целый рассказ.

Описание картины

Хоть автор и изображает все красочно, даже с неким юмором, мы сразу же замечаем большую обиду у малыша. Не хочется оказаться на его месте. Его горе безутешно, обида огромна, что не помогает даже поддержка старшей сестры, которая пытается хоть как-то успокоить маленького мальчика. А все потому, что его не берут на рыбалку. Мы видим, как на рыбалку идет папа и средний сын. Они взяли рюкзаки, удочки, снасти и стремительно направляются в сторону реки. Их ждет занимательное и увлекательное времяпровождение, во время которого можно не только отдохнуть, но и наловить рыбы. Малыш, по всей видимости, тоже очень надеялся отправиться с братом и отцом на рыбалку. Он даже приготовил ведро, накопал приманки, взял удочку и был готов отправляться в путь, как тут же получил отказ.

Слезы сами собой потекли ручьем, ведь малыш явно не понимает причину, почему его не берут на рыбалку. Скорее всего он слишком мал, ведь ему всего лишь три, а может четыре года. Это возраст, когда хочется бегать, прыгать, кричать, резвиться, а на рыбалке нужна сосредоточенность и тишина. Видимо причина только в этом. Мне кажется, еще какой-то год — другой, и ребенок сможет отправиться удить рыбу, нужно просто подождать. Но, это сложно объяснить ребенку, который плачет и ничего не слышит. Его ведро с червями упало и опрокинулось. Он смотрит вслед удаляющимся рыбакам, которые не обращают никакого внимание на плачущего ребенка.

Разделы: Русский язык

  • Развивать у учащихся навыки устной и письменной речи.
  • Продолжить работу по формированию навыков описания произведений живописи.
  • Продолжать развивать интерес к произведениям живописи.
  • Пробудить у учащихся желание высказать своё отношение к картине.

Оборудование: репродукция картины К. Н. Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку", фотография художницы.

Ход урока

Беседа о художнице.

Ксения Николаевна Успенская-Кологривова

27 ноября 1922 года родилась Успенская Ксения Николаевна, живописец, член воронежского отделения Союза художников. Родилась в Воронеже. Посещала частные изостудии Н. И. Капер, В. А. Жданова. Закончила Московский институт прикладного и декоративного искусства (факультет керамики, 1949). Живописью занималась под руководством А. А. Дейнеки. После работы в Московском НИИ строительных материалов (1949-1951) возвращается в Воронеж и с 1953 г. становится постоянным участником выставок Воронежской организации Союза художников РСФСР. Художественные занятия К. Успенская на протяжении многих лет совмещала с общественной и научно-педагогической деятельностью. Работала доцентом кафедры сельскохозяйственной архитектуры СХИ, работала в составе разных комиссий Союза художников РСФСР. Имя художницы Ксении Успенской занесено в "Книгу почета" г. Воронежа. Работает в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Автор произведений: "Портрет профессора Н. А. Успенского" (1952), "Водные процедуры полезны всем" (1953), "Портрет столяра" (1954), "Не взяли на рыбалку" (1955), "Мечтатели" (1963), "Белые лилии" (1964), "Портрет В. П. Криворучко", "Юный художник" (1981), "Разлив на Битюге" (2003) и др. По впечатлениям зарубежных поездок создала серию акварелей, пастелей, гуашей, среди которых: "Дети Мадраса"(1975), "Неприкасаемый" (1975), "Крыши Флоренции" и др. Персональные выставки Успенской прошли в Воронежском областном музее изобразительных искусств (1973, 1983), выставочном зале Союза художников (2000, 2002). Её картины представлены в Воронежском областном художественном музее Крамского, Воронежском областном краеведческом музее, Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского.

II. Беседа по картине.

К. Н. Успенская-Кологривова "Не взяли на рыбалку"

Где и когда происходит действие, изображённое на картине?

По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро?

Какое же утро изображено на картине?

(Утро весёлое, радостное, солнечное.)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?

Как показано на картине, что рыбаки уходят?

(Фигуры рыбаков устремлены вперёд. По положению ног и туловища видно, что они удаляются.)

Кто, по-вашему, главный герой картины? (Маленький мальчик.)

Как вы определили возраст мальчика?

(Не умеет как следует одеваться.)

Как художница показала, что малыш - главное действующее лицо картины?

По каким деталям картины можно догадаться, что малыш готовился к рыбалке?

Какое настроение у малыша? Почему?

Как художница показала огорчение малыша?

(Он даже не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков.)

Подробнее опишите мальчика, его позу, выражение лица, волосы, одежду.

А почему именно эти два цвета использованы?

(Этими цветами художница выделяет главного героя картины.)

Как вы думаете, давно ли мальчик стоит в такой огорчённой позе?

(Пожалуй, малыш, действительно, недолго стоит в такой позе, вряд ли он способен долго сердиться.)

А почему же малыша не взяли на рыбалку?

Кто наблюдает за огорчённым мальчиком?

Какое у неё настроение? Сочувствует ли она своему маленькому брату?

Какое впечатление производит на вас картина?

Нравится ли вам картина?

Чем она вам нравится?

Действительно, картина интересная и вполне жизненная.

Теперь попробуем составить рассказ по этой картине.

III. Составление рассказа.

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображён на картине?

Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?

Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?

Что же произошло утром?

(- Папа, можно я пойду с вами?

Нет, сынок, ты ещё очень маленький, подрастёшь - тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.)

Подумайте, а как по-другому можно составить диалог?

Как вы думаете, чем закончится эта история?

Как вы озаглавите свой рассказ?

IV. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Внимательно прочитайте слова, выписанные на доске. Они помогут вам составить предложения, которыми вы воспользуетесь при написании своего сочинения.

Восходящее солнце, безоблачное лазурное небо, светло-зелёная травка, рюкзак, рыболовные принадлежности, жестяная баночка, вдогонку, велосипед, расстроен, белокурый, огорчённый, обиженный, кое-как, вот-вот, симпатичный, настроение.

V. Составление плана.

1. Кто изображён на картине?

2. Кто, по-вашему, главный герой, почему?

3. Описание главного героя:

а) внешний вид (выражение лица, волосы, одежда);

4. Описание второстепенных персонажей:

б) старший брат;

в) сестра.

5. Цветовая гамма картины.

6. Моё отношение к картине.

VI. Составление устных рассказов по картине.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Запись сочинения в тетрадь.

Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. Нарисовавший её русский художник Олег Попович посвятил свою жизнь созданию иллюстраций для детских журналов и книг, поэтому его полотно больше напоминает незатейливый рисунок в «Весёлых картинках» или «Мурзилке». Давайте присмотримся к картине внимательнее, дабы понять, что мастер хотел сказать с её помощью.

Характеристика главного героя

Описание картины «Не взяли на рыбалку» следует начать с характеристики её главных героев. На полотне художник изобразил четырёх человек: одного взрослого и трёх детей. Основное внимание привлекает самый маленький персонаж — мальчуган, которому на вид не больше четырёх лет. Он стоит и горько плачет, прикрыв мокрое раскрасневшееся лицо ручонкой. Зрителю сразу становится понятно, что карапуз надеялся пойти на рыбалку вместе с отцом и старшим братом, но те не захотели его брать с собой. Малыш до последнего надеялся, что его возьмут, он даже удочку и ведёрко для этой цели подготовил и встал пораньше. Но папа посчитал его слишком маленьким и оставил дома под присмотром сестры. Отец непреклонен в своём решении, и детские слёзы не способны его разжалобить. Он прекрасно понимает, что через час карапуз забудет о своей утренней трагедии и увлечётся какой-нибудь интересной игрой.

Другие персонажи

Старшему брату главного героя повезло гораздо больше. На вид ему около 12 лет. Он идёт вместе с отцом на рыбалку и страшно гордится этим. Мальчик несёт перед собой удочку, словно драгоценный трофей, и высоко задирает голову перед плачущим братишкой. За спиной у него тяжёлый рюкзак со снастями, но он не чувствует его веса. Судя по реакции мальчугана, отец берёт его на рыбалку в первый раз. Об этом свидетельствует чрезмерно торжественный вид персонажа. Мальчик идёт следом за отцом и даже пытается копировать его походку.

Папа ребятишек — человек серьёзный и интеллигентный. Эти его качества очень чётко передаёт картина «Не взяли на рыбалку». Попович изобразил отца детей сосредоточенным и на истерику малыша. Папа совершенно спокоен и невозмутим. Он вспоминает, всё ли взял с собой на рыбалку, и мелочи вроде капризов младшего ребёнка его мало беспокоят. За спиной у него такой же рюкзак, как и у старшего сына, а в руках жёлтая хозяйственная сумка. Удочку отец небрежно несёт на плече.

Четвёртая героиня картины — сестра мальчиков. На вид ей около одиннадцати лет. Девочка очень похожа на своего старшего брата. Рыбалка её не интересует, но она вынуждена встать рано, чтобы присмотреть за малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав от его частых истерик, она просто наблюдает за ним, скрестив на груди руки и беззаботно вертя в ладони цветок. Сестра знает: как только старшие исчезнут из малыш перестанет плакать.

Дополнительные элементы, фон и цветовая гамма

Делая описание картины Поповича «Не взяли на рыбалку», необходимо обратить внимание на предметы, которые окружают героев. Чтобы оживить свою работу, художник изобразил на ней небрежно сколоченный из досок старый забор, на котором красуется старый Из-под ног героев разлетаются в разные стороны зелёная трава и мелкие красные и Кроме людей на картине присутствует ещё один персонаж — воробей. Привлечённый детским плачем, он крутится под ногами у людей, с любопытством наблюдая за сценой. Фон Попович оставил белым. Таким подходом он хотел сосредоточить внимание зрителей на происходящем, не отвлекая его на посторонние детали.

По цветовой гамме сразу видно, что для ребят младшего и среднего школьного возраста написана картина «Не взяли на рыбалку». Попович при её создании использовал яркие оттенки (зелёный, жёлтый, синий, красный), которые очень нравятся детям. В картине совершенно отсутствует чёрный цвет, что делает её жизнерадостной, солнечной и позитивной. И даже детские слёзы не способны испортить это впечатление.

Картина Успенской-Кологривовой

Рисунок Поповича часто путают с одноименным полотном художницы Ксении Успенской-Кологривовой. Сюжеты, как и названия, у этих двух работ совершенно идентичны. Но если картина Поповича напоминает детский, небрежно нарисованный рисунок, полотно Успенской-Кологривовой написано по всем правилам русской живописи.

Описание главных героев

На картине художницы присутствуют всё те же персонажи: карапуз, его брат, сестра и папа. Малыш не рыдает, а просто обиженно надулся и отвернулся от уходящих на рыбалку членов семьи. Он готов в любой момент заплакать. В одной руке мальчуган держит детское ведёрко с накопанными червями, а другой растерянно трёт ухо.

Старший брат с отцом уходят на рыбалку. Папа шагает впереди. За спиной он несёт рюкзак, а на плече держит весло. Удочки и мелкие рыболовные снасти он доверил своему старшему сыну. Мальчик идёт следом за отцом и насмешливо оборачивается назад, глядя на обиженного малыша. В глазах у брата нет сочувствия к карапузу. Он доволен тем, что уже достаточно взрослый для рыбалки. Нет сочувствия к младшему братишке и у девочки. Она выглянула из дверей старого обветшалого дома и с улыбкой смотрит на него. По всему видно, что семья, в которой растут дети, живёт бедно. Это впечатление усиливается мрачными тонами, которые преобладают в полотне.

Разные эпохи — одинаковые дети

В середине 50-х годов была написана картина «Не взяли на рыбалку». Успенская-Кологривова изобразила на ней серые будни советской деревни, ещё не успевшей возродиться после разрушительной войны. На рисунке Поповича персонажи — дети конца 80-х годов. Они не знакомы с военными лишениями и, судя по всему, растут во вполне обеспеченной семье. Попович, рисуя картину по сюжету полотна Успенской-Кологривовой, показал, что детям разных эпох свойственны одни и те же

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Не взяли на рыбалку"

Любимым занятием моего папы, старшего брата Павлика и меня была рыбалка. Каждое утро мы брали удочки, наживку, рюкзаки с завтраком и отправлялись на речку. В то лето я впервые побывал на рыбалке, и мне очень понравилось удить рыбу. Долго я смотрел на поплавок, представляя себе улов. А когда, наконец, клевало, я всегда, прежде чем выудить рыбу, загадывал, чтобы попалась большая.

В основном на мою удочку попадались мелкие рыбешки, но однажды я поймал самую большую рыбу-карася. В тот день я чувствовал себя героем. Папа похвалил меня, а брат, конечно, позавидовал. Когда мы вернулись с рыбалки, я похвалился уловом маме, сестре и, услышав слова одобрения от них, помчался играть со своими друзьями.

Мне так хотелось похвастать перед друзьями своим умением, что я решил ненадолго одолжить удочки у папы без спроса.

И вот, накопав червей, прихватив удочки, мы отправились на речку. Придя на то место, где мы обычно ловили рыбу, мы расположились на берегу реки. Я начал объяснять ребятам, как нужно насаживать червяка, закидывать удочку. Но, честно говоря, мне самому в этом помогал папа, поэтому я не очень справлялся.

Я плохо помню, как мы шли домой. Как утешали меня товарищи, и какие советы они мне давали. Дома, я потихоньку поставил удочки на место, и в этот вечер никто не обратил на них внимания.

На следующее утро я проснулся. И увидел, что отца и брата нет - они уже ушли на рыбалку, не разбудив меня. Я быстро поднялся, оделся, схватил свою удочку и бросился вдогонку. Очень быстро я догнал их. Но папа, повернувшись ко мне, строго сказал, что они не возьмут больше меня с собой.

Я смотрел, как они удаляются, и сквозь всхлипывания слышал слова моей сестры о том, что никогда нельзя без спроса брать чужие вещи.

Урок этот я запомнил на всю жизнь.

Подобные документы

    Место дискурсивного анализа в лингвистике. Характер связи дискурсивного анализа художественного текста и интерпретации данного текста с комплексом теоретических положений литературной науки. Осуществление предварительного филологического анализа рассказа.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Использование личных местоимений и числительных, форм глагола to be, правильных форм артикля при переводе текста с русского на английский язык и обратно. Существительные во множественном числе. Пример составления краткого рассказа о путешествиях.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2015

    Современные представления о языковой картине мира. Концепты как лексические категории, определяющие языковую картину мира. Концепт "брат" в художественном осмыслении, его место в русской языковой картине мира и вербализация в русских народных сказках.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    Лингвокультурология как наука. Статус концепта как феномена. Понятие "национальной концептосферы". Базовые характеристики концепта. Лингвокультурологические особенности концептуализации счастья как социокультурной реальности в англоязычной картине мира.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2014

    Определение стиля и типа речи. Тематика и проблематика рассказа. Художественные особенности текста. Принцип противопоставления. Психологическое состояние героини. Образность языка. Используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

    презентация , добавлен 16.04.2014

    Языковая картина мира в лингвокультурологии, фразеология как ее часть. Методы и принципы исследования концепта во фразеологической картине мира. Фонетические и грамматические особенности фразеологизмов о мечте, а также лексико-семантическая специфика.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2017

Подготовка к сочинению по картине К.Н.Успенской-Кологривовой

«Не взяли на рыбалку»

Цели урока:

    Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры;

    Привить навыки построения диалога;

    Обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами замысла художника.

Оборудование: репродукция картины

Ход урока:

Беседа по картине

Приступая к работе над рассказом, учитель объясняет учащимся, что в основе рассказа лежит какой-то случай.

Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ, а основой этого будет эпизод, увиденный художницей и запечатленный на картине.

Где и когда происходит событие? (В деревне, так как вдалеке виднеется лес; летом, рано утром.)

По каким признакам вы определили, что изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.)

Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное…)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла. В руках старшего мальчика удочки).

Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении).

Кто по-вашему, главный герой картины? (Малыш. Он изображен крупным планом).

Сколько ему лет? (Малыш не умеет как следует одеваться).

Как вы догадались, малыш готовится к рыбалке? В руке держит ведерко с червями).

Какое настроение у малыша и почему? (Он очень обижен).

Как художница показала огорчение мальчика? (Малыш уронил от обиды удочки).

Опишите мальчика подробнее.

Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет).

Кто наблюдает за малышом? (Девочка, наверное, его сестра).

Как вы думаете, чему она улыбается? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка).

Нравится ли вам картина? Чем? (Художница показала обиду малыша и нахальную курицу).

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?

Словарно-стилистическая работа

Рыбак – рыболов – рыбалка - рыболовные принадлежности…

Ситуативно-ролевая игра

Учитель:

А теперь попробуем оживить эту картину: оживить то, что произошло накануне вечером. Задача состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером.

Пример инсценировки

Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку.

Отец. – Даня, пойдем завтра ловить рыбу.

Даня. – Пойдем, я после ужина накопаю червей.

Малыш. – И я с вами.

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку.

Малыш. – Подождите меня!

Отец. – Нет, ты еще маленький.

Даня. – Мы возьмем тебя на рыбалку в другой раз.

Сестра. – Пойдем играть!

Малыш. – Зря старался.

Сестра. – Андрюша, пойдем кататься на велосипеде.

По окончании игры учитель предлагает составить свои рассказы по заданному сюжету. Однако прежде, чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения. Для этого учитель возвращает вновь к тексту инсценировки.

Вспомните, о чем говорил автор в самом начале? (Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить на рыбалку).

- Как же развивалось действие? (Андрюша побежал в огород и накопал червей, и лег спать).

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку. Самый напряженный момент в развитии действия – кульминация.

А как вы думаете, чем закончится действие? (Он вспомнил про свой любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься. А вечером придут отец с братом, и он их будет весело встречать с рыбалки.

Это развязка действия. Теперь, когда вы уже ознакомились с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий по картине.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассказ

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!