Спорт. Диеты. Похудение. Упражнения. Продукты

Работа с чувствами в телесной терапии упражнения. Телесно-ориентированная психотерапия упражнение «Поиск партнёра. Телесно-ориентированная психотерапия - путь к излечению души

Деструктивные чувства, стрессы создают психологический дискомфорт, разрушают личность. Для снятия внутреннего напряжения, коррекции состояния используется телесно-ориентированная психотерапия (ТОП), основанная на взаимодействии психики и тела. Интегративный метод направлен на выявление провоцирующих причин, высвобождение замкнутых эмоций, раскрепощение ума и тела.

Наше физическое здоровье напрямую зависит от психического

Боязнь признаться себе в существующих проблемах, намеренное их вытеснение из сознания запускают в организме механизм, вызывающий аффективный застой. Не израсходованная энергия эмоций, двигательных импульсов создает блоки, препятствующих прохождению жизненной энергии, из-за чего возрастает нагрузка на суставы и органы. Психологические аспекты, угнетающие психику, дополняют клиническую картину. Это:

  • перинатальный дистресс;
  • детские страхи, комплексы;
  • внутренние противоречия;
  • межличностные и социальные конфликты.

Внутреннее напряжение активизирует нейроэндокринную и вегетативную системы, влекущие патологические изменения в сосудах, гладкой мускулатуре, гормональной системе. Если его не устранить через телесное расслабление, это чревато:

  1. появлением психосоматических заболеваний – гипертонии, язвы, астмы, других серьезных патологий;
  2. вегетативных неврозов.

Телесно-ориентированная психотерапия не считается альтернативой традиционной медицине, но в разы увеличивает шансы на выздоровление.

Кому показано лечение

Оскар Уайльд в «Дориане Грее» на примере показал, как жизненный опыт и пороки отражаются на внешности. Если присмотреться к лицам молодых людей, у многих можно заметить неестественно поджатые губы, прогрессирующие морщины на лбу, сжатые челюсти. Скованные движения, сколиоз тоже являются признаками мышечных зажимов. В определенные моменты эмоциональные переживания парализовали участки тела, отпечатав в мышечной памяти маски и жесты, защищающие от переживаний.

Эффективность телесной терапии доказана на практике

Телесная терапия показана при:

  • при затяжных конфликтах;
  • хронической усталости, апатии;
  • внутренней зажатости, мешающей общению, отношениям, карьере;
  • панических атаках;
  • после развода, потери близкого человека.

Травмирующий опыт нарушает связь между душой и телом, приводит к хроническому стрессу и депрессии. В отличие от других техник, ТОП не подвергает сознание цензуре, выявляя неэффективные убеждения. С ее помощью деликатно решаются скрытые проблемы, с которыми не всегда хочется делиться с другими.

Современные методы лечения

Коррекционные технологии включают разные направления. Сочетание разных методик повышает эффективность психотерапии. Среди них:

  • Массаж.
  • Биоэнергетика по принципу А. Лоуэна.
  • Первичная терапия А. Янова.
  • Методы Иды Рольфа и Моше Фельденкрайса.
  • Система «чувственное сознание».
  • Техники дыхательной саморегуляции, мышечной релаксации.
  • Работа с образами, схемой тела.

Создатель метода — В.Райх первый обнаружил, что расслабление мышц освобождает запертую энергию. Он сравнил движения, гримасы и привычки, проанализировал, как эмоции подавляются в теле. Как только человек принимает вытесненную эмоцию, исчезают спазмы, энергетические блоки. Он предложил разминать тело руками и физической активностью снимать мышечное перенапряжение. По мнению Лоуэна – создателя биоэнергетического анализа, телесно-ориентированный подход в психотерапии — ключ к пониманию эмоционального состояния.

Полезно разминать тело руками, снимая физическое напряжение

Бодинамический анализ Л.Марчер строится на анатомической классификации мышц. Он охватывает этапы развития мускулатуры с внутриутробного периода, доказывает, что к нарушению развития определенных мышечных групп приводят стандартные реакции. С этой цель создана карта тела с проекцией психологических аспектов. Например, мимические морщины выражают состояния, грудные мышцы связаны с чувством собственного достоинства. Нереализованная энергия эмоций блокирует развитие этих зон, создавая мышечный дисбаланс. Состояние мускулатуры позволяет психотерапевту сформировать общую картину.

С точки зрения ТОП блоки находятся в глазах, челюстях, горле, диафрагме, в тазу и брюшной зоне. Они начинают формироваться в детстве снизу вверх, охватывают все тело и создают панцирь — статичное мышечное напряжение, притупляющее чувства, мешающие течению оргонной энергии, влияющей на сексуальность и свободу проявления переживаний.

Возникающий дискомфорт — это сигналы, с помощью которых подсознание пытается обратить внимание на проблемы тела. Чтобы синхронизировать ментальную и физическую энергии, необходимо избавиться от помех в теле. Когда восстановится нормальная циркуляция, произойдут положительные изменения в здоровье и психике.

Тренинги ТОП позволяют по-новому прожить травмирующие ситуации, ключевые события жизни. Обучение телесно-ориентированной психотерапии проводится индивидуально и на групповых занятиях.

В чем заключается задача специалиста

Работа с физикой помогает осознать и принимать вытесненные проблемы . Телесно-ориентированный психотерапевт разрушает мышечную броню, помогает расслабиться, избавив от спазмов и эмоций. Перед началом практики врач всегда оценивает:

  • позу, осанку, жесты;
  • походку,амплитуда движений;
  • мышечную массу.

Чтобы представить, как работает метод, можно провести аналогию с «Метаморфозами» Овидия, когда оживала каменная статуя. У Галатеи сначала открылись глаза, зашевелись губы, исчезла скованность тела.

Физические манипуляции с телом могут стабилизировать психическое состояние

При надавливании на точки возле глаз начинают непроизвольно течь слезы, а после работы с нижней частью лица люди начинают естественно реагировать на ситуации, выражая внутренне состояние через мимику.

Физические манипуляции с телом позволяют вербально анализировать состояние. Мускульная свобода расширяет диапазон движений, позволяет понять язык тела, вернуть комфортное моральное состояние. Как только человек погружается в трансперсональные переживания и дает свободу чувствам – происходит внутреннее раскрепощение.

Другие способы решения проблем

Личностно-ориентированная психотерапия эффективнадля решения межличностных и психосоматических проблем, лечения неврозов в индивидуальном порядке. Конфликтогенное расстройство осложнят адаптацию в социуме, мешает выстроить личные отношения. Принцип лечения строится на обоюдном взаимодействии.

Психотерапевт пытается расширить область осознания пациента, чтобывыяснить провоцирующую причину, помогает самому найти и осознать закономерность происходящего. Возвращаясь к воспоминаниям из детства, коммуникациям с близкими людьми и социумом, удается обнаружить причину невротического состояния.

При неправильной оценке событий пересмотр ситуации позволяет сформировать объективное мнение. Реконструкционная терапия меняет модель поведения и отношение к миру. Для закрепления результатов пациент проходит тренинги коммуникативных навыков, осваивает метод психической саморегуляции.

Групповая психотерапия подразумевает:

  • межличностные коммуникации, необходимые для формированияадекватной самооценки;
  • умение противостоятьнегативным убеждениям;
  • выявлять переживания и их вербализировать.

Интегрирование разных методов ускоряет процесс. Проблемно-ориентированная психотерапия подразумевает решение конкретной проблемы. Направление объединяет когнитивно-поведенческий метод, гельштат, ТОП, психоанализ. Сначала пациент излагает свою точку зрения. Ориентируясь на задачу, врач предлагает ему стратегию, варианты решения, согласовывает детали. Полное понимание сути задачи и доверие пациента в разы улучшает результаты лечения .

Как избавиться от травмы

Душевные потрясения создают напряжение в гладкой мускулатуре. Если от мысли и случившимся перехватывает горло или чувствуется дискомфорт в теле, по физическим ощущениям можно определить локализацию проблемы.Чтобы избавиться, например, от прострелов в спине, человек посещает сеансы массажа, но после стресса боли возвращаются. Без устранения причины эффект от лечения носит временный характер.

Хороший массаж помогает справиться с психическими травмами

Работа с травмой в телесно-ориентированной психотерапии состоит из нескольких этапов:

  1. Обесточивание провоцирующих импульсов.
  2. Очищения психологического пространства.
  3. Восстановление рефлексов ЦНС.
  4. Адаптирование психики к сильным переживаниям (контейнирование), укрепление природных саморегулирующих механизмов.
  5. Закладывание новой информации.

Универсальных технологий, одномоменто снимающих напряжение, не существует. Психотерапевты используют:

  • соматические переживания П.Левина;
  • соматическую терапию Р.Сельвана;
  • биосинтез Ф.Мотта;
  • арт-терапию;
  • юнганский анализ и другие методы

Чаще всего используются массаж, техники расслабления. Все практики начинаются с дыхания. Контроль за циклом «вдох-выдох»- основа всех расслабляющих техник. Согласно методу Райха, перед сеансом пациент ложится и дышит, сфокусировавшись на телесных ощущениях.

Лоуэн предлагает упражнение на активизацию симпатической нервной системы, чтобы подготовить системы и органы к эмоциональным переживаниям. Нужно встать спиной к высокому табурету, для страховки сверху положить подушку, прогнуться спиной назад, ухватившись за спинку стоящего за ним стула, выполнять несколько дыхательных циклов.

Техники телесной психотерапии

Прежде чем посетить групповое занятие, можно освоить дома базовые практики, которые входят в комплекс упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Гимнастика для глаз

Техника состоит из 6 частей. Садимся на кресло, стопами упираемся в пол. Сильно зажмуриваем веки, постукивающими движениями расслабляем круговую мышцу глаза. Максимально широко распахиваем глаза и смотрим наверх. Повторяем 3 раза. В каждой точке фокусируемся по 8 секунд.

  1. Отводим глазные яблоки влево — вправо, задерживаемся на 8 секунд.
  2. Медленно опускаем и поднимаем глазное яблоко. Выполняем цикл до болевых ощущений.
  3. Вращаем 10 раз по часовой стрелке и в обратную сторону.
  4. Повторяем пункт №1.
  5. Сидим 5 минут с закрытыми веками. Во время релакса часто ощущается дискомфорт в горле, челюстях.

Гимнастика для глаз — еще один метод телесно ориентированной психотерапии

Это упражнение по Фельденкрайсу снимает напряжение с глазных яблок, синхронизирует движения.

  1. Садимся на стул, правую ногу отводим далеко в сторону, левую подтягиваем к себе. Разворачиваемся, опираемся на левую кисть, правую поднимает до уровня глаз, двигаем ею по горизонтали.
  2. Зажмурив левый глаз, отводим взгляд от правой руки на стенку, снова переводим на пальцы. Меняем руки, закрываем правый глаз. Выполняем по 10 раз на обе стороны. Для усложнения повторяем по схеме с открытыми глазами, отслеживая, насколько расширился угол бокового зрения.

«Кольцо Лоуэна»

Люди, страдающие неврозами, большую часть энергии теряют на поддержание работы защитных механизмов. Упражнение поможет расслабить среднюю часть корпуса, нервную систему, почувствовать тело.

Чем прочнее опора под ногами, тем безопаснее чувствует себя человек. Стопы ставим на линию плеч с разворотом пальцев внутрь, выполняем прогиб. Сгибая колени, достаем руками пол, вес тела переносим на носки. Дышим глубоко и размеренно. Задержка на минуту в статичной позиции должна вызвать дрожь.

«Арка Лоуэна»

Практика для живота. Ставим стопы шире 40 см, мыски разворачиваем внутрь,сжимаем кулаки, большими пальцами вверх упираемся в крестец. Не отрывая пяток, опускаем тело, прогибаясь назад. От центра стопы до плеч тело вытягиваем в струну. Если мышцы сильно спазмированные, с первого раза из-за боли встать в правильную позу не получится.

Прогиб таза

Ложимся на ковер, ноги сгибаем, расставляем стопы на 30 см. Отрываем лопатки, тянемся вперед, обхватываем руками лодыжки. Качаемся вперед-назад 10 раз. Для растяжки под пятки кладем кулаки, приподнимаем таз до дрожи в мышцах бедрах. Для эффекта среднюю часть корпуса раскачиваем.

Психотерапевты настаивают на пользе упражнения «велосипед»

Упражнения телесной психотерапии не ограничиваются статичными позами. Чтобы окончательно снять напряжения с тазовой области, ложимся на спину, активно перебираем в воздухе ногами, касаясь стены или кровати. Скорость движения и силу постоянно наращиваем, громко произнося «нет». Важно осознанно выполнять техники и следить за физическими ощущениями.

Высвобождение гнева

Чтобы дать выход злобе, визуализируем объект раздражения, сильными ударами наносим удары ракеткой, палкой, кулаками по подушке, боксерской груше. Дышим ртом, эмоции и слова не сдерживаем.

По отзывам, телесно-ориентированная психотерапия помогает справиться с болью, корректирует эмоциональное состояние, повышает качество жизни. Главное, признаться себе в проблеме и обратиться за помощью к специалисту .

· Знакомство с основными направлениями телесно-оринтированной терапии.

· Становление более индивидуализированного восприятия собственного тела.

· Осознавание «проблемных» частей тела и основных паттернов реагирования.

· Работа с базовыми проблемами тела: сверхконтроль (голова), контакты с людьми (плечи, руки), сексуальная сфера (таз), опоры (ноги).

Вводная лекция

Примерный план построения лекции:

Основные принципы телесной терапии

Вегетотерапия В.Райх. Природа возникновения мышечных зажимов

Биоэнергетика А. Лоуэна

Осознавание через движение по М.Фельденкрайзу.

Работа на основном этапе делится на несколько блоков.

Первый блок. Биологическое и социальное тело.

Разминка

Целью разминки является воссоздание атмосферы доверия, расслабления, снятие тревоги и подготовка тела к работе. Очень хорошо для этих целей подходят упражнения разминки из танцевального тренинга.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Движения начинается с пальцев рук, включаются кисти, руки до локтя, руки до плеч, стопы, ноги до колен, ноги до бедер, бедра, живот, голова, все тело. При этом можно произносить звук «Б-р-р». Это необходимо, чтобы снять челюстной зажим.

Упражнение «Танец загадка»

Все становятся в круг. Один из участников выходит и пытается имитировать характерные движения кого-либо из присутствующих. Остальные пытаются угадать, кто был загадан.

Вопросы для обсуждения:

Переданы ли специфические особенности телесного выражения?

Удалось ли передавать состояния другого человека?

Что чувствовал я, когда пытался имитировать другого?

Упражнение «Где живут эмоции» (приложение 3). Материалы: лист бумаги А4, простой карандаш, цветные карандаши.

Цель упражнения – понять, как тело отзывается на эмоциональные переживания.

Участников группы просят нарисовать контуры человеческого тела и отметить цветными карандашами, где возникают эмоции (радость, злость, любовь, страх, удивление, отчаяние или жалость, сила)

Тренер подводит итоги обсуждения, напоминая концепцию Райха о телесных зажимах.

Упражнение «Жесты»

Это упражнение состоит из двух частей. А) Цель первой части можно обозначить как осознавание невербальной презентации себя в контакте с другим человеком, когда мы уже организовали контакт, когда мы стремимся к нему и когда мы отказываемся от него. Здесь участники должны научится прислушиваться к своему телу, что ему «нравится», что «не нравится», когда оно напрягается, когда чувствует себя комфортно.

Участникам группы предлагается, прохаживаясь, пытаться вступать в контакт или отказываться от него только невербально. Можно закрыть глаза и поднять руки, развернув их тыльной стороной. Тренер неожиданно останавливает движение и предлагает подумать, кто рядом.

Б) Вторая часть упражнения дает понимание одного из принципов телесной терапии – чем меньше воздействие, тем больший достигается эффект, тем глубже переживание.

Тренер предлагает попытаться с помощью жестов, различных по силе (физической) воздействий выразить любому члену группы участие и симпатию.

Свободное обсуждение.

Упражнение «Работа с границами»

Упражнение помогает понять, где расположены границы «социального тела», а где естественные природные границы человека. Как человек реагирует на нарушение границ «социального тела» с помощью привычных паттернов поведения, и каковы же его истинные реакции.

Предлагается почувствовать свои границы в положении стоя и лежа. Какие возникают желания тела отреагировать на интервенцию. Можно предложить участникам притягивать и отталкивать друг друга, разбившись в пары. Кто применяет силовые приемы, кто манипулятивные, кто легче идет на сближении, кто «защищается» до последнего?

Свободное обсуждение.

Упражнение на расслабление. Контроль дыхания. Выдох с помощью воображения через разные части тела.

Второй блок. Работа с опорами (ноги).

Вступительная беседа тренера о телесном понятии опоры.

Упражнение «Арки»

Это упражнение входит в систему работы биоэнергетических представлений А.Лоуэна.

Методические примечания: следует хорошо разогреть членов группы перед началом упражнения. Разогрев проходит по следующей схеме: нарастание нагрузки – снижение в обратном порядке, точно повторяя схему. Движения не должны быть резкие и силовые.

Схема упражнения:

Прогиб вперед – 15 минут;

Прогиб назад – 15 минут;

Прогиб вперед – 15 минут;

Прогиб назад – 15 минут;

В положении лежа, поднять ноги, не отрывая бедер от пола – 15 минут;

Бег, лежа, плотно прижимая к полу ступни – 15 минут;

Повторяются арки.

Во время выполнения тренер внимательно следит за состоянием участников. Если возникает головокружение, выполнение упражнения прекращается.

В результате может возникнуть глубинное катарсическое переживание вытесненных зажатых эмоций. Этого не следует бояться; по Лоуэну это означает, что произошел прорыв «биоэнергии» в тазовом блоке. Он считал, что тазовый блок или мышечный зажим является основным. После его «размягчения» легче работать с остальными.

Упражнение «Ходьба».

Участникам предлагается ходить, экспериментируя с ходьбой: ходить на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы. Призывая в помощь воображение, ходить по разным поверхностям (песку, воде, гальке и т.д.)

Разбиться на пары. Походить вместе, наблюдая друг за другом. Свободное обсуждение того, что заметили. Как выражается человеком потребность в опоре? Какими переживаниями это сопровождается?

Упражнение «Я твердо стою на ногах».

В упражнении члены группы экспериментируют с позицией тела, выражающего уверенность, получая обратную связь от других участников группы. Упражнение проводится в кругу. Реакция тела в минуты опасности в разных положениях: стоя, сидя, лежа. Поиск походки уверенного человека. Прогулка по разным почвам и в разных местах с помощью воображения.

Свободное обсуждение своих ощущений.

Упражнение «Колокольчик»

В этом упражнении работа происходит не только с опорами, но и с проблемой установления контакта – работа с базовыми качествами «доверие к себе, доверие к людям». Это состояние выражает словосочетание «Положись на меня».

Участникам предлагается разделиться на тройки. Один из тройки становится боком между двумя другими, стоящими к друг другу лицом. Тот участник, который находится посередине, выбирает в сторону кого из участников ему падать. Остальные должны осторожно поддержать и поставить на место. Тот, кто падает должен сам выбирать, в какую сторону падать.

Подобное этому упражнение «Свеча»

Все участники становятся в круг, доброволец выходит в круг и падает в любую сторону. Остальные поддерживают его.

Для этих целей можно использовать упражнения – падения из разных положений: стоя, со стула, со стола. Эти упражнения на обретение внутренней опоры и доверия.

После выполнения упражнений свободное обсуждение своих ощущений. Его можно сопровождать экспериментами с позициями «Я сильный (ая)», «Я слабый (ая)» Что хочет сделать тело? Каковы внутренние ощущения?

Методические примечания: Ощущение внутренней опоры можно поискать, работая в парах. Понятие «опоры» в телесной терапии широко. Это некое психологическое образование, которое можно определить как обретение уверенности, телесной и душевное конгруэнтности, защищенности. Внутренняя тревога снижается, возникает чувство единения с жизнью и с самим собой. «Опоры» можно использовать в работе с любыми блоками. Такая помощь создает зону безопасности для человека, позволяя ему рисковать в осознавании своих телесных переживаний.

Третий блок. Работа с тазовым поясом.

Вступительная беседа тренера о тазовом зажиме, о взаимодействии духовности и сексуальности.

Упражнение – разминка. «Танец живота»

Разминка тазового пояса; вращение бедрами в одну в другую стороны, ритмичное качание бедрами в разные стороны

Упражнение «Ромашки и матадоры»

Методические примечания «Ромашки» – так условно называются те, у кого таз заблокирован и обездвижен. «Матадоры» – те, кто псевдоагрессивно движется, выдвигая таз вперед; на первый взгляд кажется, что движения их раскованы и свободны, но это не так. Отличительной чертой по – настоящему сексуального человека является обояние. Обояние, как считает А.Лоуэн, это означает, что человек обладает мягким телом, в котором свободно пульсирует энергия и с каждым дыханием движется таз. Поэтому так важно сочетать работу с тазом и контроль дыхания.

Это упражнение помогает определить к какой группе относитесь вы: к «ромашкам» или к «матадорам».

Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли увидеть спину, когда повернете голову. Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 15 см. Выдвиньте таз вперед. Что с вами происходит? Что происходит с телом? Походите в этой позе. Привычно ли вам так ходить? Медленно отставьте таз. Что с вами происходит? Какая поза привычней?

Согните слегка колени. Расслабьте таз. Проверьте, расслаблен ли он, слегка подвигайте бедрами. Легко таз перемещается? Дышите глубоко и свободно, чтобы дыхание доходило до глубин таза. Ощущаете ли вы движение дыхательной волны в области таза? Возникает ли при этом беспокойство? Или какое –то другое ощущение? Как бы вы его описали?

Упражнение «Улитка»

Упражнение выполняется следующим образом. Из положения лежа, при поддержке (опоре, которую может обеспечивать или тренер или любой участник группы) медленно поднимать таз и держать его в таком положении 15 минут (желательно, но можно и столько сколько выдерживаешь, пока не почувствуешь дрожь, мурашки и т.п.)

Поднимать таз нужно не прогибая спины, т.е. чуть чуть оторвать от пола.

Свободное обсуждение после выполнения упражнения. Вопросы «Что произошло с телом?», «Появились ли новые ощущения?»

Методические пояснения. Как считают теоретики телесной терапии мышечный зажим в бедрах и тазу удерживает там сексуальную энергию. С точки зрения психологии телесности эта энергия не просто стремление пола к противоположному полу, а энергия жизни вообще, которая определяет нашу духовную наполненность и интерес к жизни. Когда ее циркуляция ограничена тазовой частью тела, и человек не может испытывать истинные пиковые переживания, в том числе и любовь.

Четвертый блок. Работа с руками. Контакты.

Вступительная беседа тренера о телесном смысле плечевого зажима. Руки как инструмент осуществления контакта.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Обычно это упражнение выполняется так, что одна рука связывается с рукой напарника, вторая при этом остается свободной. Здесь упражнение выполняется следующим образом; участники делятся на пары, садятся спиной друг к другу, максимально соприкасаясь друг с другом, берутся за руки в таком положении и под музыку, не договариваясь, исполняют танец руками.

Свободное обсуждение после выполнения упражнения. Вопросы «Как ты себя чувствовал? Какие переживания сопровождали совместную работу?» «Ты руководил процессом или подчинялся?» «Испытал ли кто-нибудь удовольствие?»

Методические пояснения . С помощью этого упражнения можно отследить как человек устанавливает баланс в отношения. Что ему легче: подчиняться или управлять? Способен ли он на сотрудничество? Желательно выполнять это упражнение с несколькими партнерами. Пронаблюдать: всегда ли я веду, могу ли подчиняться устанавливать баланс своего давления и сопротивляться давлению партнера.

Упражнение «Перетягивание»

Участники делятся на пары. Берут друг друга за правые руки, левые руки остаются свободными. Один из них пробует перетянуть другого на свою, используя только контакт глаз. Можно проводить упражнение в другом варианте. Участники в парах становятся друг против друга. Нужно невербально попросить партнера уйти с дороги.

Методические пояснения. Упражнение называется «Перетягивание» условно. Силовое перетягивание – это лишь один из способов действия. Задача этого упражнения определить свои способы установления контакта и его осуществления, расширить репертуар поведенческих реакций, поискать новые невербальные способы установления контакта.

Свободное обсуждение упражнения и результатов его выполнения.

Упражнение «Марионетки»

Упражнение проводится в парах. Один партнер изображает марионетку, другой- кукловода. Марионетка «висит на гвозде». Затем ее ведут за руку, за плечо, за «холку», изобретаются разные варианты. По знаку тренера партнеры меняются ролями.

Свободное обсуждение.

Упражнение «Допрос»

Участники работают в парах. Разрешается задавать любые вопросы. Задача - вызвать напряжение.

Обсуждение упражнения. Его задача выяснить, в какой части тел возникло напряжение и почему. Какие вопросы вызывали напряжение, а какие – нет.

В этом блоке тренинга можно повторить все упражнения на качание и падения. (См. выше).

Методические пояснения. Руки - это телесное выражение не только дружеских чувств и любви, но и таких эмоций как гнев. Лоуэн предлагал ряд упражнений для работы с агрессией и аутоагрессией.

Упражнение «Работа с аутоагрессией»

Упражнение, на первый взгляд простое, выполняется следующим образом. Ноги хорошо плотно прижаты к полу. Участникам дается задание поискать в себе точку опоры. После, встать прямо и медленно на вдох поднимть руки, на выдох опускать. Время выполнения – 15 минут. Затем, имитируя с помощью теннисной ракетки игру в теннис, вкладывая предельную силу в удар, работать до ощущения усталости и даже бессилия. Можно действия сопровождать словами «Я тебе покажу» и т.п.

Методические пояснения. Важной частью упражнения является его первая часть. Важно внимательно проследить за ощущением в руках. Держать руки вверху необходимо несколько фаз вдоха и выдоха, пока не почувствуется дрожь в плечах или приливы тепла. По Лоуэну это помогает распрямиться «сломленному духу». Пока «дух сломлен» человек носит в себе гнев. Отреагирование гнева не есть цель терапии, ее целью является возвращение телу грации, которая не может проявиться в напряженном, жестком теле.

Четвертый блок. Сверхконтроль (голова).

Разминка. Все участники становятся в круг и проделывают 2-3 цикла дыхания. Воздух из легких выпускается вместе с голосом, начиная с самого низкого тона до самого высокого. Проделывается несколько раз.

Упражнение «Поиск центра тела».

Упражнение «Театр прикосновений»

Участники делятся на пары. Один находится в пассивной позиции (прикасаются к нему), он наблюдает за собой и своими ощущениями. Второй – в активной позиции (он прикасается). Его задача переиграть «сверхконтроль». Прикосновения начинаются с легкого касания кончиками пальцев, затем косточками и не имеют никакой определенной структуры.

Свободное обсуждение своих ощущений. Когда перестал контролировать прикосновения и почувствовал удовольствие или спокойствие? Было ли это?

Упражнение «Работа с глазами»

Проделать полное вращательное движение зрачком, но не быстро и стараясь вращать зрачок по предельному радиусу. Сделать максимальный крест глазами. Пронаблюдать за тем, что происходит в душе, меняется ли состояние?

Упражнение для нижней челюсти.

Положить руку на подбородок. Нижней челюстью делать движения как - будто отталкиваешь руку. Следить за дыханием. Дыхание должно быть полным и активным.

Лечь на коврик. Активизировать дыхание. На выдохе произносить любой звук. Откуда идет звук? Из какой части тела?

Методические пояснения. Посредством голоса мы взаимодействуем со средой. Это наш способ выражения. Поэтому, если нарушены контакты, то происходят изменения и в голосе. Очень важно, восстановить природный голос. В процессе работы над голосом тренер постоянно контролирует этот процесс и помогает участнику, создавая психологически удобные для него опоры.

Упражнение «Невесомость»

Участники делятся на группы из 6 человек. Один из группы ложится на коврик. Остальные распределяются следующим образом: двое – работают с его ногами, двое – с руками и один с головой. Их задача осуществлять не скоординированные вращательные движения головой, руками и ногами. Это упражнение позволяет человеку почти полностью «отключить сверхконтроль». Если это удается, человек почувствует хорошее расслабление и удовольствие, сдерживаемая зажимами энергия освобождается и возникает состояние радости в сочетании усилившейся работоспособностью, что соответствует выражению «готов горы свернуть».

Свободное обсуждение результатов упражнения.

- Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,
это не столько любить его, сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе

Кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия, телесно –ориентированная арт- терапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями.Кинезитерапия - вид терапии, основанный на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Тело – зеркало души

"В здоровом теле - здоровый дух" ("Spiritus sano in corpore sano") - это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни.

Поведение, связанное с физическими прикосновениями во время контакта, называют термином - хептика. Обычно исследователи различают слова -прикосновение (активный намеренный сознательный, чаще руками) и соприкосновение (случайный нечаянный контакт между любыми участками тела.). Кроме того, организм человека имеет особенность: мимолетное легкое случайное прикосновение может вызвать несоизмеримо более сильный эффект.

Так, американский психолог М. Кнапп проводил эксперимент. При выдаче студентам новых читательских билетов библиотекарь касался своими пальцами руки некоторых из них. В остальном к читателям отношение было одинаковым. На выходе студентов просили дать по рейтинговой шкале общую оценку, как библиотекарю, так и библиотеке в целом.

Те, кому досталось прикосновение (особенно девушки), дали высокую оценку и библиотекарю, и библиотеке, чем те, кого не касались. Причем не важно, ощутил ли он прикосновение (т.е. подпороговые сигналы тоже читаются всем организмом).

В западном обществе прикосновения во время контактов незнакомых людей не поощряются. Если взрослые случайно касаются друг друга, например, в транспорте, то принято извиняться. Это, по-видимому, связано с тем, что в названном обществе физическим прикосновениям приписывается сексуальный контекст (после «революции», которую вызвали работы 3. Фрейда). Однако во время общения знакомых людей допускаются прикосновения, когда надо подбодрить, высказать симпатию, поддержку.

Исследования в аэропорту показали, что 60% встречающихся и расстающихся соприкасаются. При расставании прикосновения дольше. Чаще инициаторы прикосновения мужчины, реже - женщины.

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная терапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Наше Сознание не хочет признавать некоторые чувства, поэтому они разбредаются по телу и оседают в определенных местах. Этот механизм в психологии окрестили “вытеснение”. В Бессознательном происходит вытеснение болезненных переживаний, мыслей и воспоминаний, в том числе и страхов человека. Чтобы напомнить о себе, они трансформируются в болезни, таким образом, скрытые чувства пытаются обратить на себя внимание.

Как нарисовать индивидуальную телесную карту страхов?

Вам понадобится чистый лист бумаги и инструменты для рисования (но не фломастеры и ручки).

1. Нарисуйте Ваше тело.

2. Закрыв глаза, попытайтесь ощутить свое тело. Чувствуете ли Вы напряжение? Комфортно ли Вам? Ощущаете ли Вы тепло?

3. Продолжая ощущать свое тело, спросите себя: “Где в моем теле живет страх?”.

4. Отметьте на рисунке места, в которых живет страх. Таких участков может быть несколько, где-то страх человека выражен больше, где-то меньше – можно выразить это при помощи цветов.

Телесная карта страхов человека: где спрятались переживания

1. Ноги. Боль в ногах может говорить о страхе потери стабильности и опоры. Человек не чувствует уверенности в завтрашнем дне.

2. Таз. Проблемы в области таза говорят о страхах человека в сексуальной сфере. Этим страхом провоцируется развитие различных заболеваний, а также он препятствует получению оргазма у женщин.

3. Живот. Дискомфорт в этой области обусловлен страхом человека за жизнь. Может быть ситуация угрозы для жизни была и не реальной, но даже когда опасность проходит для Бессознательного она остается актуальной. В связи с этим не удается достичь полноценного расслабления и ощутить себя в безопасности.

4. Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение. В этой зоне обосновались социальные страхи. Страх человека – быть отвергнутым обществом.

5. Грудная клетка. В этой зоне на карте страхов отражается страх человека перед одиночеством, человек боится быть отверженным как личность.

6. Руки. Через эту часть тела выражается страх человека перед контактом с миром. Зачастую люди, которые скрывают этот страх, выбирают профессию, где не нужно общаться с окружающими.

Проблемы с кистями указывают на проблемах с коммуникацией. Правая кисть свидетельствует о страхе мужчин, а левая – женщин.

7. Спина. Дискомфорт в этой области свидетельствует о том, что человек боится предстать несовершенным, не оправдав ожидания окружающих. Зачастую с такой проблемой сталкиваются перфекционисты.

Что касается плеч, то они символизируют ответственность и силу. Боль в этой области связана со страхом человека оказаться слабым или не справиться с ответственностью.

8. Шея. Частые ангины, ощущение сжатия и першение преследует людей, которым трудно выражать свои чувства. Постоянное напряжение в шее возникает из-за того, каждый раз, когда чувства хотят выйти наружу, шея сжимается и удерживает их внутри.

9. Лицо. На телесной карте страхов лицо символизирует боязнь “потерять лицо”. Такие люди нуждаются в любви и одобрении, поэтому чтобы всем угодить им приходится постоянно носить маски.

10. Глаза. Страх реальности поражает один из основных каналов восприятия. Человек отказывается видеть правду, что выливается в проблемы со зрением.

Эмоции нельзя держать в себе, именно тайные страхи и являются причиной большинства заболеваний. Справившись со своими внутренними переживаниями Вы сможете избавиться от проблем со здоровьем.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Походка, мимика, жесты, манера ходить, любимые позы – это язык нашего тела, который знающему человеку расскажет очень многое: о его проблемах в семье, чертах характера, комплексах и страхах. Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. ТО терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Большое влияние на развитие телесно-ориентированной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." " …могут лгать мысли, могут лгать чувства. Единственное, что никогда не лжет – это тело и сны»...

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Для детей до года тактильный контакт жизненно важен, также как и питание или сон. Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.

Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что детки меньше любят обниматься с возрастом - это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «ежатые», то есть «колючие» детки нуждаются в нем. Для деток самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.

Исследования Сидни Джоурарда показали, что прикосновения от других лиц больше всего случаются со стороны близкого человека противоположного пола. Такими же частыми бывают прикосновения матери (правда, лишь на определенных участках и лишь до определенного возраста).

Напомним, что прикосновение (в отличие от соприкосновения) является действием намеренным, осознанным и чаще всего производится руками, оно передает более активный характер действий со стороны конкретного лица.

Схема прикосновений по С. Джоурарду.

М Ж М Ж Прикосновение матери Прикосновения отца М Ж М Ж

Прикосновения однополого друга Прикосновения друга

противоположного пола

- 76 – 100% - 51 – 75 % - 26 – 50% -0 – 25%

В процессе формирования личности появляются сложности взросления, издержки воспитания, многочисленные стрессы подавляют чувства и ощущения тела, способствуют оскудению эмоций. Более глубокие переживания закрепляются в памяти тела. Так образуется «мышечный панцирь», зоны и узлы хронических напряжений и зажимов, что понижает подвижность жизненных ресурсов организма. Теряется способность получать удовольствие от жизни, так как броня блокирует возможные негативные и положительные ощущения внутри тела и извне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эта терапия - это вид терапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Использовать ее можно в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения по теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.

Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях, в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Техники ТОТ применяются при таких проявлениях, как:

    Тревожность, возбудимость, плаксивость

    Агрессивность

    Страхи и фобии

    Навязчивости и стереотипии

    Трудности с общением, стеснительность, зажатость

    Замкнутость, закрытость

    Психосоматические проблемы:

    Тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

Снятие стресса;

Снятие хронической усталости;

Лечение неврозов, депрессий;

Избавление от страхов;

Избавление от чувства неудовлетворенности

    Повышение самооценки

Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Использование элементов анималотерапевтических техник позволяет регулировать

отношения в семье. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со

своим ребенком, снимать напряжения мышц тела, получать положительные эмоции,

доверять друг другу.

Телесно-ориентированные упражнения:

«Марионетки»

Психолог просит детей представить, что они - мягкие тряпичные игрушки, которые

висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно

выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях;

расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают

колени и приседают на корточки.

(снятие напряжения мышц тела, получать положительные эмоции)

«Лежачая восьмерка»

Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.

Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:

Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями.

Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак

бесконечности:

В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.

По окончании дети встряхивают кистями рук.

"Поза Аиста "

Ребенок стоит прямо, ноги месте. Поднимая руки вверх ладонями вперед, надо

прогнуться и вдыхая медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить

голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом

колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 10-15 секунд, а затем медленно

выпрямиться.

"Возьми себя в руки"

Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,

что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями

локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

"Снеговик"

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные

руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог говорит: "Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна,

пригрело солнышко, и снег начал таять". Дети постепенно расслабляются, опускают

руки, "обмякают", подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

"Карандаши"

Взрослый. Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку- сжать кулачок.

Сжимать надо сильно. а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок.

Дети шевелят пальчиками: "Вот какие карандаши!"

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и

перпендикулярно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в

пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное.

Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

"Поза сердитой кошки"

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже. Далее

ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное.

Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба »: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница ». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения ». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами» . Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, чтобы кулак разжался.

"Тихое озеро"

Взрослый. Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его

лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и

стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и

чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это

тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете...

А теперь откройте глаза. Мы в школе, мы хорошо отдохнули, у вас бодрое

настроение, и приятные ощущения будут с вами в течении всего дня.

Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапию можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.
3.

4.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!