Спорт. Диеты. Похудение. Упражнения. Продукты

Тренажер для периферийного зрения. Расширение угла зрения - тренировка скорочтения. Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Когда человек смотрит прямо перед собой, он все равно улавливает то, что происходит сбоку. В просторечии это называют «уловить краем глаза». Научное же название — периферическое зрение. Оно есть у всех без исключения позвоночных, является важным аспектом зрения. Его еще называют «боковым».

В литературе часто можно найти еще и понятие «периферийное зрение». Возникают споры, а какое все же у нас зрение, периферическое или периферийное? Правильно и так, и так. Это по разному названо одно и то же явление.

Периферическим зрением лучше всего воспринимается белый свет, а дальше, в порядке убывания все цвета спектра, начиная от красного. также оно слабо воспринимает форму предметов, но зато чувствительно к движению, мельканию предметов. И чем это мелькание быстрее, тем лучше его воспримет глаз.

Есть еще центральное зрение — в него попадают все объекты, когда мы смотрим непосредственно вперед. Значит, в «зону ответственности» периферического попадает большая часть того, что мы видим. А сколько мы видим, зависит от нашего поля зрения. Так что при проверке у окулиста обязательно будет проведено и исследование периферического зрения.

Поле зрения

Когда мы в расслабленном состоянии смотрим вперед, то помимо находящихся там объектов замечаем и то, что находится по бокам. Все, что таким образом захватывает глаз, и есть поле зрения. Чем выше острота зрения человека, тем он видит дальше, но от этого практически не зависит боковое зрение.

Под «полем зрения» понимают не только то, что человек видит по горизонтали, но и по вертикали тоже.

Исследование состояния этого зрения очень важно при диагностике заболеваний сетчатки, глазных нервов и остроты зрения. При заболеваниях сетчатки врач исследует поле зрения больного в динамике, на протяжении длительного времени. И именно состояние периферического зрения может указать на особенности протекания патологического процесса в глазу, помогает подобрать эффективное лечение.

В определенной степени поле зрения сужено из-за выступающих частей лица — носа, скул, бровей. Если человек носит очки, то и их оправа может несколько ограничивать обзор.

Исследование поля зрения — главный способ диагностики периферического зрения. И самый простой из всех — контрольный способ. При нем не нужно никаких приборов, врач со здоровым и полным полем обзора сравнивает таковое у обследуемого со своим.

Для более точного определения проводится компьютерная диагностика — пациент смотрит в окуляры, врач демонстрирует различные предметы, которые возникают по бокам и приближаются к середине обзора. Чуть только пациент их замечает, он нажимает на кнопку, компьютер фиксирует.

Исследование периферического зрения проводят на каждом глазу отдельно.

Зачем нам нужно периферическое зрение

Этот вид зрения есть у всех позвоночных и у птиц. Только у разных видов живых организмов оно охватывает разный радиус. У человека со здоровым зрением этот угол составляет 120 градусов каждым глазом. по вертикали и горизонтали. При некоторых глазных заболеваниях этот угол сужается. Ухудшится периферическое зрение может и в случае травмы самого глаза — его сотрясения, ожога, ушиба, либо перенапряжения самого глаза.

Сужение периферического зрения может быть следствием и болезней головного мозга.

Строение сетчатки глаза: палочки и колбочки

Человеческий глаз — сложный оптический инструмент. Он воспринимает, анализирует и передает информацию на сетчатку, дает представление о цвете, расстоянии, и т.д. В различное время суток за все это отвечают различные области сетчатки, ее различные рецепторы. Эти рецепторы преображают световое раздражение в нервное. Другими словами, свет преобразуется в электрические импульсы, а зрительный нерв передает их в мозг. Благодаря сходности формы, их назвали

  • палочки — те, которые отвечают за восприятие в темное время суток
  • колбочки — ответственны за остроту зрения и

И именно палочки больше всего участвуют в работе периферического зрения.

В глазу здорового человека находится около 120 млн палочек, и всего 7 млн. колбочек.

Палочки очень светочувствительны, им достаточно лишь 1 фотона света, чтобы они отреагировали, но они не могут различить цвет предмета. Так как палочек несоизмеримо больше, они располагаются в основном «на периферии» сетчатки, тогда как колбочки — в основном в ее центре. Благодаря большому количеству палочек на периферии глаза, человек и замечает в темноте окружающие его предметы.

Периферийное зрение хорошо действует в темноте, когда цветовосприятие неактуально, поэтому оно черно-белое. То, что мы в светлое время суток воспринимаем боковым зрением цвета, обусловлено работой колбочек.

Функции

Оно нам необходимо, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Его осуществляет большей частью палочковый аппарат, поэтому это еще и . Благодаря ему мы можем двигаться в темное время суток, различать предметы даже в практически полной темноте, ведь палочки реагируют на мельчайшие световые излучения.

У травоядных млекопитающих глаза всегда расположены по бокам, и угол их обзора составляет практически полную окружность. Зато центральное зрение у них не очень хорошее, его острота довольно низкая.

Развитие периферического зрения

Глаза у эмбриона человека начинают развиваться еще в первый месяц после зачатия, такой это сложный орган и столько времени надо на его формирование. Тогда же закладывается сетчатка, палочки и колбочки.

У новорожденного ребенка оно развито очень слабо, малыш им практически не пользуется. Ограничивается оно в это время только реагированием на свет. Ребенок может поворачивать голову в сторону источника, но еще не следить глазами.

С возрастом ребенка зрительная функция возрастает, уже к трем годам малышу не нужно поворачивать голову к заинтересовавшему его изображению, а к 6 годам периферическое зрение практически полностью сформировано. Теперь оно только развивается и укрепляется — до пубертатного возраста. Угол зрения подростка уже ничем не отличается от такового у взрослого.

Однако уже сформировавшееся периферическое зрение можно улучшать и укреплять. Этому способствуют специальные упражнения для развития широты зрения.

Чтобы не перепутать, какие рецепторы сетчатки за что отвечают, можно запомнить — днем ученые работают с колбочками, ночью, чтобы не упасть, пользуются палочкой.

Зачем развивать

Боковое зрение возникло у человека еще в доисторические времена, когда человека на каждом шагу подстерегала опасность, надо было ее вовремя выявлять.

Периферическое зрение физиологически слабее центрального, оно имеет свойство сужаться с возрастом. Но его можно развить при помощи нескольких довольно несложных упражнений.

Вполне резонно будет звучать вопрос — а зачем его развивать?

В том-то и дело, что это необходимо, во многих случаях хорошо развитое периферическое зрение может спасти жизнь.

  • Ситуации на дороге. Самая распространенная ситуация в городе — человек переходит дорогу, из-за поворота на большой скорости появляется машина. Боковым зрением человек замечает ее и успевает среагировать, остановиться. То же самое и с водителями — надо перестроиться в соседний ряд, но появляется другая машина, которую лучше пропустить. Боковым зрением ее успели уловить, оценить ситуацию. Да и просто идя по дороге видеть других участников движения.
  • В спорте. В групповых видах спорта это зрение помогает замечать то, что происходит рядом, лучше взаимодействовать с командой, видеть соперника. Во время встреч единоборств спортсмены также улавливают любые движения соперника.
  • Скорочтение. Основным принципом скорочтения является умение «захватывать» большие объемы текста при расширении угла зрения. Таким образом тренируется навык «чтения по диагонали».

И еще в очень многих жизненных ситуациях невозможно обойтись без периферического зрения.

Нарушения периферического зрения

Нарушения периферического зрения довольно часто носят временный характер, например, поле зрения сужается при сильном алкогольном опьянении. Оно восстанавливается, когда человек приходит в норму.

При сильной кровопотере, при травмах, шоковом состоянии, стрессе, азотном отравлении — все это приводит к кратковременному нарушению периферического зрения.

Бывает органическое повреждение сетчатки, когда проблема практически неразрешима, и течение болезни можно только замедлить, вылечить невозможно, например, как при глаукоме.

  • Случается отсутствие периферического зрения, когда есть только центральное. В таком случае человек видит все предметы, как будто бы через трубу. Такое нарушение называется . Если подобное состояние вызвано глаукомой или дегенерацией сетчатки, возможно назначение лечения. Такое же состояние зачастую возникает у людей в экстремальных ситуациях, когда есть перегрузка зрительного нерва — у космонавтов, военных летчиков, водолазов, альпинистов на большой высоте, при прочих случаях кислородного голодания. Но в таком случае туннельное зрение долго не держится и глаза быстро приходят в норму без лечения. Им просто надо дать отдохнуть.
  • Случается и обратное — периферическое зрение присутствует, а центрального нет. Это состояние носит название центральная скотома. Их существует несколько видов, часто скотома обусловлена угнетением коры головного мозга. Тогда человек в центральной части глаза видит мерцание, тогда как по периферии изображение четкое.

В обоих случаях функции зрения нарушены.

Ишемическая нейропатия зрительного нерва

Это поражение зрительного нерва, случающееся при внезапном ухудшении его кровоснабжения. Тогда внезапно и резко сужается поле и острота зрения, страдает периферическое зрение. Подвержены ей в основном мужчины после 40 лет, и это не самостоятельное заболевание глаз — оно сопутствующее другим системным заболеваниям. Это очень серьезное состояние, при отсутствии лечения чаще всего приводит к полной необратимой слепоте.

Чаще всего приступ бывает на одном только глазу, но у трети пациентов бывает и двусторонние нарушения. Обычно второй глаз подвергается атаке спустя несколько дней, но бывает, что проходит от двух до пяти лет. Приступ развивается внезапно и стремительно — после сна, физического напряжения, сауны, горячей ванны, стресса. Сразу же наступает ухудшение зрения, вплоть до десятых долей. Может наступить полная потеря светоощущения, тотальная слепота. Причем болезнь может развиться в течение нескольких минут, так что при обращении к врачу больной с точностью до нескольких минут укажет время начала приступа.
Часто случаются так называемые симптомы-предвестники — кратковременное помутнение в глазах, боли «за глазом», резкие головные боли. При таких признаках нельзя откладывать консультацию у врачей.

При первых же симптомах немедленно начинают лечение периферической нейропатии — сразу назначают противоотечные препараты, антикоагулянты, витамины, проводится тромболитическая, спазмолитическая терапия, магнитотерапия, электро- и лазерстимуляция зрительного нерва.

Прогноз, чаще всего, неблагоприятен, так как происходит быстрая атрофия зрительного нерва. В редких случаях удается поднять зрение на 0,1 единицу.

Для профилактики этого заболевания проводят общую сосудистую терапию, лечение остальных системных заболеваний организма. Пациентов, перенесших это заболевание на одном глазу, ставят на учет у офтальмолога, они находятся на пожизненном диспансерном учете, им прописывается соответствующая профилактическая терапия.

Упражнения для развития периферического зрения

Эти упражнения хороши тем, что многие из них можно выполнять, не привлекая ничьего внимания, даже идя по улице или сидя в транспорте. Для других понадобится спокойная обстановка, чуть больше места. Но в любом случае, их выполнение не потребует от вас большого количества времени, и научиться правильно их делать можно за один день. Общее у этих упражнений то, что выполнять их надо без напряжения, находясь в расслабленном состоянии.

  1. Сосредоточьтесь на одной точке впереди себя. Старайтесь не двигать зрачками. При этом фиксируйте все, что вы видите вокруг, вне поля прямого взгляда — по бокам, сверху, снизу. Сначала выполняйте это упражнение сидя и дома, через какое-то время можно потренировать его и на природе. Не беда, если при этом некоторые объекты будут двигаться, например, самолет.
  2. Возьмите в руки карандаши. Смотрите прямо перед собой. Выдвиньте вперед руки, начинайте их разводить в стороны, пока не перестанете их видеть. Сначала это будет совсем небольшое расстояние, затем угол зрения значительно увеличится. В дальнейшем двигайте руки с карандашами в разных плоскостях, важно только не двигать зрачками.
  3. Нарисуйте на листке А3 квадрат с цифрами от 1 до 9, в центре поставьте большую точку. Читайте цифры, глядя только на точку. В дальнейшем цифр можно сделать мельче, а их количество увеличить.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Раз­личные физиологические возможности зон зрения показаны на рис. 25.

Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

У некоторых животных, например, поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что у тех животных, которые обнару­живают приближение врага или добычи главным образом с помощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что поле зрения охватывает обширное пространство с боков и позади собственного тела. У такого животного поле зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозре­ния, близкий к 360°. Впереди эти поля перекрываются лишь на несколько гра­дусов, а могут и совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчатке, тем эффективнее система предупреждения об опасности. Психологи убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер опе­ративного поля, с которого происходит съем информации, зависят от обучения.

Нам удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. Таким инструментом оказались широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. На вкладыше, приложенном к книге, размещено 8 таблиц Шульте. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку на­растания счета за время не более 25 сек. Таблицы Шульте обычно применя­ются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20Х20 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо ис­пользовать все 8 таблиц или изготовить их самим по образцу (рис. 26). Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.

Рис. 26. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 60 сек. Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 25-30 сек. По мере тренировок со всем комплек­том таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11-12 сек., а в некоторых случаях и до 7-8 сек. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном из двузначных чисел, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа - смотрит на него и не видит, ему подчас даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о неравномерности темпа психической деятельности человека.

У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних таб­лицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию пери­ферического зрения. Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На рис. 26 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкции о правилах работы с таблицами. Общее время поиска всех цифр-60 сек. Как показано на рисунке, взгляд последовательным пере­бором переходит от цифры к цифре. Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.

Рис. 27. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 15-20 сек.

Рис. 28. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 8-11 сек.

Рис. 27 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковым зрением все остальные цифры. Это пример эффективной тренировки, обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15-20 сек. И наконец, на рис. 28-пример поиска цифр обучающимся, достигшим совершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 сек.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками. Не следует также забывать, что таблицы Шульте-это фактически модель страницы текста. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее тре­бование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача видеть всю таблицу целиком.

Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25. Если говорить о тренировке периферического поля зрения, то она про­исходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы и стремитесь взором охватить ее всю. Именно в этот момент раздражаются пе­риферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. Иными словами, дальнейшую работу можно и не производить, если качественно и эф­фективно выполнен начальный этап. Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таб­лицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы вспоминание уже известного их расположения в клетках таблицы.

Упражнение 6.1. Развитие периферического зрения

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

1. Для тренировок использовать все 8 таблиц.

2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры указываются только взглядом, для этого обе руки удерживают таблицу в слегка наклонном положении. В ре­зультате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.

3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведен­ные выше рекомендации).

4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстоя­ние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. при­мерно 25-30 см.

5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не сле­дует переутомляться.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте. Следует ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. До­биться считывания любой таблицы за время не более 25 сек.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки». Как было показано во второй беседе (с. 24), это упражнение эффективно решает и задачу расши­рения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического со­зерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного ана­лизатора. Если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упраж­нение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете «в от­дельные моменты ясного сознания» отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте уси­лить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Еще раз прочитайте раздел второй беседы

(с. 24), Только гар­моничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

Рис. 29. Числовая пирамида для расширения

поля зрения.

Числовая пирамида состоит из двух равно. мерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел (от 1 до 12), расположенных посередине. Осевые центральные числа ориентируют вас во время выполнения упражнения. Тренировка заключается в том. что. фиксируя взгляд на числах центральной от взора линии, необходимо распознавать одновременно и числа, располо­женные в расходящемся ряду .

6.1.4. Чтение ежедневно одной газеты вертикальным движением глаз. " У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

6.1.5. Упражнение с использованием числовой пирамиды (рис. 29).

Упражнение 6.2. Гимнастика для глаз

В процессе вашей учебы в школе основная нагрузка падает на зрительную систему. Как сохранить зрение? Здесь мы рекомендуем вам упражнения, раз­работанные для школьников старших классов учеными Московского НИИ глаз­ных болезней им. Гельмгольиа под руководством профессора Э. С. Аветисова.

6.2.1. Пять золотых правил гигиены зрения:

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

всегда расстояние от текста до глаз -33 см.

Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для

общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения пред­почтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: фут­бол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и т. д.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упраж­нений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

6.2.2. Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близо­рукости.

Предлагаемый комплекс упражнений, разработанный профессором Э. С. Аветисовым, рекомендуется выполнять 2-3 мин. в школе в середине каж­дого урока под руководством учителя. Дома вы можете делать эти упражнения самостоятельно в середине выполнения домашних заданий для снятия зритель­ного утомления.

Все упражнения выполняются в положении сидя за партой или письмен­ным столом.

1. Откинуться на спинку парты. Сделать глубокий вдох. Наклониться впе­ред к крышке парты или стола-выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Откинуться на спинку парты, прикрыть веки. крепко, как только можете. зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

3. Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на ло­коть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, Вернуться в исходное положение. Повторить 5-б раз.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовен стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.

6. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек. (дома на ваш экран мысленного взора); затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

7. Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указатель­ных пальцев.

Данная таблица используется для того, чтобы расширить свое поле зрения.

Правила тренировки на таблицах Шульте: находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска).

Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25—30 см. Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.

«Добрый день. Меня зовут доктор Шульте.
Несколько лет назад я придумал одно развивающее упражнение. К моей радости это упражнение стало очень увлекательной игрой. Правила очень просты — в таблице перемешаны все ячейки от одного до девяти. Наша задача — на время перещелкать все ячейки в порядке возрастания: 1, 2, …9.
Признаюсь, я сам не ожидал такой хорошей отдачи от выполнения этого упражнения, но факт есть факт: большинство студентов, которым это упражнение нравилось, увеличили свою скорость чтения буквально на моих глазах в течение семестра. Этого, в принципе, и следовало ожидать, поскольку скорость чтения сильно зависит от так называемого «периферического» зрения.
Тогда же мне пришла идея расположить в ячейках не цифры, а цвета — здесь уже надо перебирать все цвета от красного до фиолетового. Я пока не могу сделать окончательный вывод о пользе этого упражнения (не собран ещё статистический материал), но могу сказать одно — это упражнение способствует развитию пространственного мышления и фантазии. Александр, один из моих способных студентов, на тренингах не мог представлять предметы различных цветов. Как он утверждал, сами предметы он может представить, но вот придать им цвет — это было для него непосильной задачей. Несколько дней тренировок — и он уже мог представлять цветные объекты. Его случай далеко не единственный.
В мнемотехнике, с помощью которой можно запоминать большой объем данных, умение манипулировать цветом в своей фантазии — это очень сильный инструмент. Не говоря уже о способности различать цвета по небольшим их признакам. А о высоком значении этого навыка в реальной жизни даже не и говорить — все мы это прекрасно знаем.
Я уверен, что игра принесет вам удовольствие от процесса, и радость от достигнутых результатов. Вы, как и мои студенты, почувствуете ту силу, которую дает вам эта незатейливая веселая игрушка. Успехов вам, идущие к совершенству.»

Доктор психологических наук Давид Шульте.

Shultz tables - случайно расположенные числа для тренировки скоростного их нахождения по-очереди. Обычно применяются для тренировки, развития исследования, психического темпа восприятия, в то числе скорости зрительных поисковых движений. Ориентировочные глазные движения являются основой быстрого чтения. Также позволют увеличить поле зрения читателя. Широкое поле зрения уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.

Назначение теста: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов

Описание теста: испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту: испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Как сделать таблицу Шульте своими руками?

Таблица Шульте - это листок, на котором нанесен квадрат со сторонами 20см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в случайном порядке числа или другие объекты.

Немного дополнительной информации

Максимальная зона видения читателя занимает 30 градусов. Зона ясного видения равняется 14 градусам. Область сто процентного видения занимает 1.4 градуса.

При движении взгляда человека наибольшая острота зрения возникает в центральной зоне сетчатки, так называемой зоне ясного видения. Все, что находится за пределами зоны ясного виденья, на периферии, человеком видится не ясно. Широкое поле зрения сокращает время поиска важных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно значительно расширить, например, использованием таблицами Шультe.

Работа с таблицей Шульте развивает внимание. Важно - не рыскать взглядом, главное - при взгляде в центр таблицы Шульте ясно видеть одномоментно с центральной цифрой верхние левую и правую, а так же нижние левую и правую цифры.

Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

При регулярном использовании Таблицами, расширяется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет применения параллельного режима анализа печатных символов.

Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Правила использования таблиц Шульте

  • Находить цифры требуется беззвучным счётом в возрастающем порядке. Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 30 сек.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре таблицы Шульте, чтобы охватывать всю таблицу целиком.
  • Время занятий нужно выбирать так, чтобы не уставать.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз не допустимы. Расстояние от таблицы до глаз как обычно.
  • При работе с таблицами следует помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширить поле зрения.

Стимульный материал

Для тренировки своего периферийного зрения, а также способности быстро находить информацию в тексте используются таблицы Шульте различного уровня сложности.

Первый уровень содержит таблицы Шульте для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3x3 и 5x3. Если эти таблицы даются просто - пора переходить на второй уровень.

Второй уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5x5.

Третий уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни. Во-первых, в них есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова). Во-вторых, здесь представлены большие таблицы Шульте.

1. Разноцветные таблицы




2. Красно-черные таблицы Горбова-Шульте

Таблице Горбова-Шульте чаще всего применяются для оценки скорости переключения внимания. Таблицы Горбова-Шульте - это модификация обычной таблицы Шульте. Они представляют собой квадрат 7х7, в котором в беспорядка расположены черные числа от 1 до 25 и красные числа от 1 до 24. Цвета в таблице могут быть заданы двумя способами: цветом фона ячеек или цветом самих чисел

Задача занимающегося находить в возрастающем порядке черные числа, а в убывающем - красные. При этом числа из каждой цветовой группы необходимо находить поочередно - 1 черное 24 красное, затем 2 черное, 23 красное и т.д.

Большинство из вас узнали о безынструментальной детекции лжи благодаря сериалу «Обмани меня», затем кто-то прочел книгу, а может и книги Пола Экмана, возможно прочли Джо Наварро или Аллана Пиза и посчитали, что немного попрактиковавшись, станут «видеть людей насквозь». Большинство даже не предполагали о существовании графологии, оперативной психодиагностике, холодном и горячем чтении и о черепно-лицевом профиле. Если и знали, то не предполагали, что это все используется для детекции лжи. Кто-то знал формулу необихевиоризма, но не знал, что она так же используется в профайлинге. Одного знания мимики не достаточно для оперативного видения всей картины в целом. Кто-нибудь слышал о таблицах Шульте? А ведь навык развиваемый ими является основополагающим для отслеживания мимических действий.

Таблицы Шульте — таблицы, в ячейках которой хаотично размещена определенная информация, зачастую — последовательно идущие числа. В самом стандартном исполнении это одноцветная квадратная таблица в 25 ячеек с хаотично разбросанными числами. Задача: найти все числа по порядку за максимально короткое время. При грамотном и регулярном выполнении развивается темп восприятия информации и расширяется периферическое зрение. От развитости которого зависит: увидите ли вы напряжение челюсти (желваки)у своего собеседника или же пропустите, потому что смотрите ему в глаза?

Но как и в тренажерном зале, если вам дадут штангу, а вы будете ее ногами по полу катать, сами понимает, толку будет не много. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все цифры, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью. Наибольшего результата вы добьетесь если при тренировке у вас полностью будут отсутствовать горизонтальные и вертикальные движения глазами. Это сложно и, разумеется, поначалу у вас могут возникнуть сложности с выполнением, но с каждой тренировкой ваш навык будет расти, а трудности исчезать. Главное — стабильные занятия; достаточно уделять таблицам по 15-20 минут в день. После двух-трех недель занятий вы, наверное, почувствуете, что эти таблицы слишком просты для вас. Тогда попробуйте уложенные варианты; двухцветные, многоцветные, асимметричные и т.д.

Не стоит преувеличивать свои знания и умения. Да, безусловно, в какие-то простые моменты повседневной жизни вам поможет то знание, которое вы получили из сериалов и научно-популярной литературы, к примеру понять что ваш ребенок слукавил, сказав что ничего не задали. Но для того, чтобы считать себя хотя бы начинающим специалистом нужно посвятить не один год на изучение всех аспектов науки и еще не один год на отработку навыков. Не зря ведь говорят -«Век живи, век учись, а дураком помрешь.»

Узнать больше том как развить свои когнитивные навыки и повысить умственные способности вы сможете из материалов сайта, размещенных в .



Боковое зрение (его еще называют периферическим) – это способность воспринимать предметы, находящиеся в стороне от прямого взгляда. Объекты, воспринимаемые боковым зрением, отбрасывают свет на периферию сетчатки, поэтому человек способен определить наиболее ярко выраженные их свойства, хотя и не видит их четко.

Для чего нужно тренировать боковое зрение? Во-первых, это повышает общую работоспособность мозга, во-вторых, помогает лучше ориентироваться в пространстве, в-третьих, способствует формированию навыка скорочтения. Кроме того, хорошее боковое зрение необходимо для водителей, спортсменов, работников силовых структур, военных и т.д. Даже если природа не наградила вас возможностью хорошо различать предметы вне поля прямого взгляда, комплекс специальных упражнений поможет исправить ситуацию.

  1. Зафиксируйте взгляд на определенной точке, находящейся на уровне Ваших глаз. Теперь постарайтесь различить предметы, находящиеся по сторонам от нее.
  2. Возьмите в руки по карандашу и выберите на стене предмет, находящийся на расстоянии 3 м от глаз. Зафиксируйте взглядом центральный предмет, карандаши расположите по бокам от него. Далее постепенно разводите карандаши в стороны, при этом их изображение будет раздваиваться. Продолжайте упражнение, перемещая карандаши произвольно и продолжая фокусироваться.
  3. Возьмите в руки карандаши, фокусируя на них взгляд, медленно разведите их в стороны, насколько сможете. Далее поднимайте правый карандаш вверх и следите за ним правым глазом. А левый опускайте вниз, наблюдая за ним периферическим зрением левого глаза. Затем снова сведите карандаши в центр. После этого карандаш, находящийся в правой руке, ведите по диагонали вверх и влево, а карандаш левой руки – вниз и вправо, следите за ними периферическим зрением. Затем так же медленно сведите карандаши обратно в центр.
  4. Распечатайте или нарисуйте разными цветами на листах бумаги крупные цифры или буквы. Сядьте на стул и положите листы возле себя, поочередно поднимайте их так, чтобы они были расположены в поле бокового зрения, попытайтесь различить, что на них нарисовано. Постепенно увеличивайте угол обзора. После того, как Вы научитесь различать разноцветные цифры или буквы, сделайте карточки меньшего размера и проделывайте это упражнение до тех пор, пока не научитесь различать достаточно мелкие шрифты.
  5. Следующее упражнение лучше всего выполнять вне дома, например, в общественном транспорте. Зафиксируйте в центральном поле зрения предмет, расположенный на уровне глаз. Далее, продолжая удерживать его в поле зрения, выберете еще одну точку и зафиксируйте ее боковым зрением. Далее – еще одну, и т.д. Развивайте навык до тех пор, пока одновременно сможете концентрироваться на 6-8 предметах, часть из них при этом может двигаться.
  6. Два карандаша расположите на уровне глаз на расстоянии 30 см. Рисуем в воздухе воображаемые круги сначала в одну, потом в другую сторону. Взгляд должен быть расфокусирован вдаль.
  7. Стоя на ногах, взгляд прямой, расфокусированный. Постарайтесь уловить боковым зрением объекты, расположенные справа и слева от вас, переводите периферический взгляд (не двигая зрачками) из стороны в сторону.
  8. Найдите в газете узкую колонку и прочертите сверху вниз яркую линию по центру. Постарайтесь прочитать текст по диагонали, не двигая зрачками.
  9. Сядьте в кресло или на диван, ладонь поместите над носом так, чтобы закрыть центральную область для обзора. Для большей эффективности упражнения можно сделать специальную маску из подручных средств. Время, необходимое для этого упражнения – 1 час. Первые 20 минут проведите в маске, вторые – без нее, и последние 20 минут – снова в маске, занимайтесь при этом своими обычными домашними делами.
  10. Прогуливаясь по улице, старайтесь сконцентрировать снимание на трещинах и объектах на асфальте, взгляд при этом направлен вперед, на дорогу.

В первое время выполнение упражнений по развитию бокового зрения может показаться вам слишком утомительным. Приучать глаза к упражнениям следует постепенно, начиная с 15 минут в день. Между упражнениями делайте паузы, если чувствуете, что глаза болят, поморгайте, сделайте передышку.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!